2013
Интерфейс мобильного приложения
Альфа-Банк — крупнейший частный банк России. Это мы на всякий случай пишем: вдруг вы последние 15 лет сидели отшельником на Земле Франца-Иосифа и буквально только что вернулись в цивилизацию.
У Альфа-Банка много всего: клиентов, отделений, услуг, сотрудников, экспертизы — и идей о том, как развивать свое огромное хозяйство. Как делать больше, лучше и глубже.
Для развития своих цифровых услуг Альфа-Банк завел целую лабораторию АльфаЛаб: толпа смышленых IT-людей только и делают, что придумывают и создают новые приложения, новые интерфейсы, новые интеграции и даже новые гаджеты.
Но на АльфаЛабе свет клином не сошелся: иногда банку нужна помощь со стороны. Например, когда что-то нужно сделать мегабыстро и суперсрочно, а свои руки-головы заняты по самые уши.
В формулировке «нужно вчера» свалилась на нас из Альфа-Банка задачка — спроектировать мобильное приложение для перевода денег с карты на карту. К задачке, как обычно, прилагались плюсы и минусы.
Плюсы и минусы
- Задачка маленькая и понятная Один ключевой сценарий: перевод с карты на карту.
- Суперский менеджер на стороне заказчика По секрету: они там почти все в Альфе как из заповедника какого-то — мегаклассные. И знаете что? Это важно для успеха проекта. Даже важней денег.
- У нас огромный опыт с платежными сервисами И с Альфа-Банком тоже. Так случайно получилось, мы не хвастаемся.
- Нужно вчера Деньги есть, хотя и не много. А вот ресурсов разработки — почти нет.
- Нет формальной постановки На то были причины. Не важно какие, важно, что мы должны обойтись без этого очевидного и стандартного этапа.
- Сложности-трудности-долгости с согласованием договора В больших компаниях это нормальное явление. Альфа-Банк — таки да, большая компания.
План-бюджет помогает посчитать, сколько часов мы потратим на проект и сколько он будет стоить заказчику. Но с Альфа-Банком получилось договориться на словах.
Обычно мы на проекты по услуге «Интерфейсы массового обслуживания» составляем примерно вот такой план-бюджет.
Но тут и того не потребовалось: плюсы позволили (редкий случай!) согласовать план производства на пальцах и оценить бюджет на глазок.
Все всё поняли, можно стартовать.
Процесс
Для некоторых особо любимых (а на самом деле — предсказуемых и высокопрофессиональных) заказчиков мы снижаем наши внутренние требования по управлению проектом и допускаем легкий оттенок бардака в процессе производства. Чуть-чуть, самую капельку.
Например, тут мы срезали под корень фазу анализа и исключили из рабочей группы аналитика: ну что бумажками друг друга закидывать, если все участники веселья действительно как свои пять пальцев знают и ключевой сценарий, и нюансы, и прочую подноготную платежных сервисов.
А менеджер был, куда без него. И проектировщик был. И много-много разговоров — в чатах и голосом — было обязательно. Мы любим обсуждать промежуточные результаты, так и финальный лучше получается.
Сначала все-таки зафиксировали сценарии использования с отклонениями. Очень помогает сфокусироваться. Выглядело это вот так.
Поскольку ничего выяснять-осознавать не требовалось, уложились в сутки. Мегабыстро. Обычно на фазу анализа и первичное уточнение требований уходит дней 5−7.
Экраны интерфейса в отдельном файле
И можно было рисовать. Хотя стоп, почему рисовать? Мы ведь делаем мобильное приложение? Так круто было бы не картинки генерить, а сразу сделать кликабельный прототип. Чтобы любой член рабочей группы мог взять в руки свой телефон, понажимать кнопочки в этом прототипе и на кончиках пальцев осознать: вот тут порядок, а тут нужно поменять так и так, ибо сейчас неудобно.
Инструментов для создания интерактивного прототипа много. Мы выбрали программу Blueprint для iPad’а. И нарисовали (проектировщики говорят — отрисовали) в ней ключевые экраны.
Бонус работы в Blueprint: проектировать можно хоть в транспорте, хоть в скучных гостях, хоть лежа на диване вверх ногами. Сами понимаете, в проекте с жесткими сроками нам так и пришлось работать. Про «вверх ногами» — не преувеличиваем :)
Заказчик ежедневно получал обновленный набор экранов. Высказывался. И мы уходили на новую итерацию. И еще. И еще. И еще.
Экраны интерфейса в отдельном файле
Чем больше итераций, тем — мы так думаем — лучше результат. Когда заказчик не тупит (а Альфа-Банк не тупит никогда), можно хоть каждый день новую версию выкатывать. Что мы и делали, пока была в том нужда.
Самое неприятное в интерактивном прототипировании — внесение правок. Потому что одно небольшое изменение иногда нужно отобразить на паре десятков экранов. Муторная работа, от которой можно и озвереть. Но куда еще звереть «Собаке»?
Результат
Оглянуться не успели — наша часть работы закончилась. Дальше включился визуальный дизайнер, а менеджер проекта пошел договариваться с разработкой. Мы же слегка отползли в сторону и только иногда высказывались в обсуждениях вроде «Какой цвет выбрать: фиолетовый или малиновый?» (правильный ответ: по барабану).
Наш прототип пережил все перипетии эстетического оформления, внутренних согласований и даже разработки. Что важней, наша версия интерфейса успешно вышла в свет (AppStore, Google Play) и уже который год зарабатывает Альфа-Банку деньги. Не скажем какие.
Проектирование интерфейса — стандартный этап современного производственного цикла мобильного приложения. Тут и вопроса не стояло, надо ли создавать прототип. Стоял только вопрос «А кто это сделает нормально?».
Ответ вы уже знаете.