UX/UI-аудит для дистрибьютора электротехники
«ЭТМ» — комплексный поставщик инженерных систем на всей территории России. У компании очень широкий круг клиентов: промышленные предприятия, производители электрощитового оборудования, предприятия инфраструктуры, электромонтажные и строительные компании, частные монтажники, розничные магазины и т.д.
В рамках заказанного «Собаке Павловой» UX-аудита компания «ЭТМ» хотела сфокусироваться на двух группах пользователей: административно-хозяйственных организациях и профессиональных монтажниках.
Бизнес-задача
Создать удобный цифровой инструмент для пользователей и максимально перевести обслуживание в онлайн-каналы.

Главная страница сайта «ЭТМ»
Дизайн-задача
Провести UX/UI-аудит существующей системы с акцентом на проблемы двух групп пользователей: административно-хозяйственных организаций и профессиональных монтажников (частных и из малого бизнеса).

Главная страница сайта «ЭТМ» с комментариями эксперта
Результат
Провели двухэтапный UX/UI-аудит: вначале интерфейс оценили эксперты, а затем мы протестировали его на живых пользователях.
Результаты экспертной оценки оформили в виде доски в Miro. Мы нашли и описали более 220 интерфейсных проблем и недочетов: для достаточно большого интерфейса это, на самом деле, не так уж и много.
Найденные проблемы ранжировали по важности и предложили для каждой одно или несколько решений.

Небольшой фрагмент доски с экспертной оценкой в Miro
В пользовательском тестировании участвовали десять информантов: шесть профессиональных монтажников из ремонтно-монтажных организаций и четыре представителя административно-хозяйственных организаций.
Вот чем административно-хозяйственные организации отличаются от ремонтно-монтажных:
- Разная бюрократизированность: в АХО каждый этап работы должен сопровождаться документацией.
- Разные объёмы. Даже через маленькую АХО проходит гораздо больший объём закупок, чем через МРО. Это меняет требования к навигации по документам и заказам.
- Разный фокус внимания в работе. МРО работают проектами, АХО — потоком. Соответственно, и отчётность строится не по итогам завершения работы над проектом, а по временным периодам.
Мы провели интервью с каждым из информантов, а затем, сформулировав пользовательские сценарии и основные цели и задачи пользователей, проверили, насколько удобно им выполнять эти задачи в интерфейсе и какие препятствия при этом возникают.
Use cases — пользовательские сценарии, сценарии взаимодействия, сценарии использования, пользовательские сценарии — последовательное описание поведения человека при взаимодействии с системой и системы, когда с ней взаимодействует человек. У нас есть модуль дизайн-задачника «Сценарии взаимодействия» для тех, кто хочет научиться их использовать в дизайне интерфейсов.
Составили отчет и финальную презентацию, объединив результаты экспертной оценки и пользовательского тестирования.

Фрагмент отчета об аудите
Пользователи
Профессиональные монтажники
Монтажники — очень лояльные клиенты, совершают покупки не реже, чем раз в месяц, у них высокий средний чек. Пользуются всеми программами лояльности (кэшбек, вывод на карту, сертификаты и т.д.).
На сайте «ЭТМ» их интересует покупка товаров, сервис проектирования и калькулятор. Монтажнику очень важно составить смету с ценами и согласовать ее с заказчиком ремонта.

Первый экран задачи «Согласовать смету с заказчиком»
Товары ищут через фильтры и конфигураторы, и, как показали интервью, больше всего на сайте им мешают проблемы с поиском и некорректная выдача.
Составляют довольно большую долю всех клиентов «ЭТМ» и создают основную нагрузку на коллцентр: часто уточняют срок поставки, просят помощи с промокодом, просят ускорить доставку или доставить заказ по частям, в разные сроки.
Задачи профессионального монтажника на сайте «ЭТМ»Цель: закупить новые товары для ремонта квартиры заказчика.
Задачи:
- Хочу найти товары для ремонта
- Выбираю из предложенного списка подходящие товары, Хочу сравнить по параметрам
- Нахожу нужный товар, хочу его сохранить
- Хочу согласовать товары с заказчиком
- Хочу купить выбранные товары, добавляю в корзину
- Оформляю заказ
- Перешел в корзину, Хочу проверить правильность заказа
- Хочу отслеживать статус заказа
- Хочу узнать как получить свой заказ
Представители АХО
Клиенты из административно-хозяйственных организаций (завхозы, электрики ЖКХ и т.д.) тоже покупают регулярно, иногда по тендеру. Из-за больших объемов закупок им сложно ориентироваться в старых заказах, а большая бюрократизированность огранизации диктует повышенные требования к оформлению документов.

Пользователь ищет товар в старых заказах
Основную боль на сайте им причиняют, как и монтажникам, проблемы с поиском и фильтрацией, а также проблемы, связанные с интерфейсными текстами. Технический язык, незнакомые термины и аббревиатуры, неочевидные названия кнопок довольно сильно мешают им.
Цели и задачи представителя административно-хозяйственной организации на сайте «ЭТМ»Цель: закупить товары для мелкого ремонта (ранее не заказывал).
Задачи:
- Хочу найти товары для ремонта с быстрой поставкой
- Выбираю из предложенного списка подходящие товары, Хочу сравнить по параметрам
- Хочу купить выбранные товары, добавляю в корзину
- Перешел в корзину, Хочу проверить правильность заказа
- Посмотрел итоговую стоимость, Хочу согласовать результат в своей компании
- Получил ответ, Хочу отредактировать заказ
- Хочу оплатить заказ и воспользоваться Бонусами
- Хочу отслеживать статус заказа
- Хочу узнать как получить свой заказ
- Хочу подготовить запрошенный бухгалтерией документ УПД
Сквозные проблемы
1. Система не учит пользователя с ней работать
Интерфейс не объясняет, как решать типовые задачи. В систему заложены некоторые решения, но найти их можно только методом проб и ошибок. Пользователей не обучают нововведениям, объяснений либо нет, либо их сложно найти.
Решение. Добавить подсказки, гайды или онбординг.

Неочевидно, например, какие действия нужно совершить, чтобы получить документ для согласования с начальством
2. Интерфейс не ведет пользователя
После завершения какого-то действия на странице нет подсказки, что следует совершить дальше или на какую страницу перейти.
Решение. Добавить уведомления с переходами и подсказки для пользователя. Больше общаться через интерфейс.

Пользователю непонятно, ни что происходит (товары пропали из корзины — так и должно быть?), ни что делать дальше
3. Язык
Тексты в интерфейсы написаны очень техническим языком со множеством аббревиатур и сокращений. Кроме того, есть путаница в терминах (что мы называем «сметой», что «спецификацией», что — «коммерческим предложением»). Неконсистентность путает простых сотрудников, а профессионалов раздражает.
Решение. Переписать тексты, убрать малознакомые аббревиатуры и сокращения, унифицировать термины.

Отсутствие заголовка, аббревиатуры и в целом малопонятный текст дают пользователю мало шансов понять, о чем речь. Отсутствие кнопки отмены усугубляет проблему: неясно, что происходит, а отыграть назад нельзя
4. Непонятные кнопки
В корзине, заказах и документах есть много кнопок, действия которых не очевидны. Это может запутать пользователя, он совершит ошибочное действие, которое потом не сможет отменить.
Решение. Стоит объяснить пользователю в интерфейсе, к какому действию ведут кнопки, что произойдет, если их нажать.

На этом экране, например, неочевидно назначение кнопок «В резерв», «Со склада ОП» и «Получить комплект»
Поиск товара
Тестирование подтвердило, что более всего пользователям мешают интерфейсные ошибки и недочеты, связанные с поиском товара.
1. Стартовая страница каталога
На стартовой всегда и у всех гайки и шайбы. Нужные, очевидно, не всем и не всегда.
Решение. Вынести на стартовую выбранные пользователем товары и категории или хотя бы часто покупаемые товары.
2. Структура каталога
Структура каталога не очевидна, так как строится на технических характеристиках, а не на представлениях пользователей о продукте. Это нормально для профессионалов, но затрудняет поиск для массовых пользователей. Кроме того, сложно заметить, что в категории есть подкатегории.
Решение. Поменять названия на более понятные. Развернуть категории, чтобы было видно, какие подкатегории в них есть. Возможно, сопроводить изображениями.

Поиск товара через каталог
3. Настройки по умолчанию
Все настройки поиска, вида и т.д. сбрасываются к дефолтным после перезагрузки страницы. При этом натройки по умолчанию удобны не для всех пользователей. Например, 20 товаров на странице — маловато, а дефолтная поисковая выдача в виде карточек не подходит профессионалам.
Решение. Сохранять пользовательские настройки.

Поисковая выдача
4. Релевантность
Неясна логика сортировки товаров «по релевантности» (это дефолтная настройка, которая возвращается после каждой перезагрузки). В итоге, если товаров много, нельзя предсказать, на какой странице выдачи будет нужный.
Решения:
- Сделать прозрачной логику порядка выдачи товаров при сортировке по релевантности.
- Выбрать другую логику в качестве дефолтной. Например, по цене или по алфавиту.
- Позволить пользователю самому выбирать сортировку по умолчанию.
Итог
Пеередали заказчику отчет с ранжированным по важности списком интерфейсных проблем и недочетов и рекомендациями по их устранению. Результаты нашего UX-аудита переданы в разработку.
Некоторые цифры
Проинтервьюировали
10 информантов
в рамках пользовательского тестирования
Нашли и описали
4 сквозных проблемы
влияющих на интерфейс в целом
Оставили в Miro
> 220 комментариев
с интерфейсными проблемами и решениями
Вам нужен интерфейс?
Заказать дизайн
Напишите нам на we@sobakapav.ru
Что мы можем сделать?
UX-аудит, как в этом кейсе, и многое другое.
UX-аудит
Когда нужна эта услуга
Вы полагаете, что сайт или продукт можно заметно улучшить без глобальной переделки. Есть проблемы, нужны конкретные рекомендации или обоснование изменений.
Что вы получите
Вы получите обоснованные рекомендации и приоритезированный список критичных для бизнеса интерфейсных проблем. Мы найдем и покажем вам, что мешает пользователям взаимодействовать с вашим продуктом.
Хотите уметь так же?
Научим создавать удобные интерфейсы.
Слово директора
