2014
Контент и дизайн интерфейса
Компания YIT уже более 100 лет строит и продает дома — преимущественно жилые. Работают в России, Финляндии, Чехии, Словакии, Польше и странах Балтии.
Структура бизнеса у корпорации сложная — разные предложения, разные рынки. Поэтому и сайтов много — под каждое направление. Одним из таких направлений стала продажа российским покупателям жилой недвижимости в Европе.
Разумно под такое направление тоже сделать отдельный сайт. И клиентов можно будет сфокусировать, и рекламную кампанию проще проводить, и результат маркетинговых активностей измерять — много пользы принесет такой сайт большой международной корпорации YIT.
С таких вводных мы и начали разговор. Быстро превратившийся в обсуждение конкретики: что у нас есть и чего нет, чтобы сделать сайт?
Плюсы и минусы
- Бизнес-экспертиза Сотрудников YIT можно интервьюировать почти бесконечно: на любые вопросы они ответят.
- Языковое единство Все участники проекта знают английский, а некоторые — даже и русский.
- Финская бизнес-культура И главное ее отличие от российской: когда план согласован, то вся команда двигается по нему без отклонений, провалов и авралов. То есть уж если стартовали, то закончим.
- Стиль Не нужно было мучиться с самой бессмысленной — но и самой популярной — задачей сайтостроительства: красотами дизайна. Корпоративного стиля было более чем достаточно, за украшательствами никто не гнался. Уф.
- Сроки Нам очень нравится, когда у заказчика есть сроки. Любые, пусть даже самые экстремальные. Это значит, что работа пойдет в темпе, а не завязнет в болоте более приоритетных задач.
- Техническое решение Деньги есть, хотя и не много. А вот ресурсов разработки — почти нет.
- Сложность верстки На то были причины. Не важно какие, важно, что мы должны обойтись без этого очевидного и стандартного этапа.
- Время Нельзя проверять разные варианты интерфейсов, нужно сразу сделать достаточно хорошо.
Важно понимать (и все это понимали): «Собака Павлова» не делает «сайты вообще». Это к веб-студиям. Мы делаем только так называемые сайты от контента. То есть во главу угла ставим не красивый дизайн, не модные технологии, не рекламные или продажные задачи — а всё, что конкретно хочет узнать пользователь и что из этого мы можем ему рассказать. Иначе говоря, руководствуемся принципом Content First (или Content is a King, если придерживаться более популярной формулировки).
Достаточно ли таких вводных, чтобы сделать сайт? Да еще и сайт, полезный людям, а не красивенькую пустышку? Да, для нас достаточно. По нашей методике создания сайта от контента можно было даже предсказать сроки-стоимость. Вот так — с небольшими корректировками — выглядел план-бюджет проекта.
Всего в плане было 227 пунктов, и для каждого мы заранее запланировали время
После оформления деловых отношений (все-таки иностранный заказчик, договор на английском, валютный контроль и прочие бюрократические нюансы) можно было начинать.
Процесс
Вернемся к специфике финской бизнес-культуры. И помножим ее на особенности крупной корпорации. Все надо обсуждать и согласовывать, на каждый шаг нужны презентации и встречи. Поэтому со стороны YIT в проекте участвовало чуть ли не два десятка человек (половина — управленцы всех мастей).
А мы что? Какая команда от нас вышла на поле? Да как обычно для проектов по услуге «Сайт от контента»: менеджер, аналитик, проектировщик интерфейсов, автор текстов, контент-менеджер, корректор и чуть-чуть технолог.
Вся эта толпа довольно успешно двигалась по плану. Регулярные созвоны, постоянная переписка, уточнения и согласования шли своим чередом. Постепенно появлялся интерфейс сайта.
Главная страница — самая сложная. Поэтому обычно мы делаем ее последней.
Отдельный разговор — про систему управления сайтом. Как у любой уважающей себя корпорации, у YIT есть, во-первых, корпоративный стандарт (делаем только так), а во-вторых, собственная CMS —сильно кастомизированная Sitefinity. И именно на этом решении работают все-все-все сайты YIT.
Вообще сама по себе Sitefinity — система мощная, гибкая и функциональная. Но есть одно «но». На всю эту мощь и функциональность накладываются корпоративные бизнес-процессы. А они, как вы догадываетесь, довольно сложные. Нет, нельзя ничего допилить быстренько на коленке и прикрутить пару-тройку модулей. Нет, нельзя вот взять и с чистого листа за вечер набросать.
Но что-то же можно сделать? Можно попробовать. Мы провели технологический аудит и составили что-то вроде технического задания на изменения. Выглядело это так.
Иногда, чтобы сделать хорошую работу, нужно предложить клиенту изменить его корпоративные стандарты. И неважно, что он не говорит на русском. Переведем и достучимся!
Не все наши пожелания приняли в работу, а из принятых — не все реализовали. Но часть изменений удалось «протолкнуть» — и нам здорово помог в этом руководитель проекта со стороны YIT.
Но что же контент? Как мы его создавали и упорядочивали?
Как обычно, в дело пошел очередной боекомплект наших дизайн-методик: выявление информационных ожиданий, а также сбор и упорядочивание контента.
Напомним: надо было не «красиво размазать» уже имеющиеся буквы по страницам сайта, но сначала написать эти буквы, а потом вокруг них, собственно, сайт и создать. Да и «написать буквы» — дело не простое (и точно не творческое! кыш отсюда, креативные копирайтеры!): только логика, занудство и навыки работы с информацией могут помочь создать контент из ничего и разговоров.
Изучать законы европейских стран — то еще удовольствие. Но мы справились: прочитали, переварили и перевели на понятный русский без сложных терминов
Результат
Критический момент настал тогда, когда контент-менеджер заказчика начал по нашим прототипам и с нашими текстами собирать сайт. Это было… больно. Помните про ограничения CMS? К счастью, руководитель проекта на стороне YIT был не лыком шит — и сложнейший этап реализации мы все вместе прошли почти без потерь.
Сайт www.yiteurope.ru открылся в срок и с максимально возможным на тот момент уровнем качества. Компания YIT получила новый рабочий инструмент, и этот инструмент понравился пользователям. Пошли звонки, пошли продажи.
Так, стоп, а почему же мы не хвастаемся числами? Где же чудо-показатели и сказки про конверсию, которая увеличилась в 100 500 раз? Где рассказы о золотых горах, которые за одну ночь выросли на банковских счетах компании YIT?
Всё просто. Новый сайт настолько тесно интегрирован в сложный и долгий жизненный цикл сделки по покупке недвижимости в компании YIT, что оторвать его показатели от работы call-центра или эффективности рекламной кампании как-то не очень и получается. Все-таки YIT не кастрюлями торгует, каждая сделка индивидуальна, замерять с секундомером тут нечего.
Впрочем, если YIT удастся выделить интернет-коммуникации в своей заковыристой воронке продаж (уместно ли здесь слово «воронка»?) и посчитать разные приятные циферки, то мы похвастаемся в общепринятом формате.
Смысл
Основной вопрос в этой истории: а мы-то тут при чем? Почему нельзя было «просто заказать сайт в веб-студии»? Ответов на это «почему» здесь несколько.
- Бизнес веб-студий — не в том, чтобы делать сайты. Ну вот так. Вы хотите поговорить об этом? :).
- Ломать — не строить. Мы приветствуем бережливый подход — использовать то, что уже есть, и рассчитывать только на собственные силы.
- Финский стиль ведения дел — разбираться в том, как будет идти работа. А мы как раз умеем раскладывать весь производственный процесс по полочкам. Не только мы, конечно, но мы — точно умеем.
- Красота и технологии вторичны. Все и сразу понимали, что главное — создать информационно насыщенный и удобный в использовании инструмент. То есть создать для потенциальных клиентов новый сервис, новую услугу. Как раз на этом мы и специализируемся.
Похоже, удачно всё совпало. Или дело не в удаче, а в практичности подхода компании YIT к выбору подрядчика? Во всяком случае, мы постарались и сделали ровно то, что нужно: и заказчику, и, главное, конечным пользователям.
Предсказуемо и осмысленно. Всё как обычно в «Собаке Павловой». Обращайтесь :)