Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Портфолио / Онбординг для банка

2015

Онбординг для банка

Разработали логику вывода подсказок в новом банк-клиенте.
Онбординг для банка

«Тинькофф Банк» сделал новую версию онлайн-банка. Она заметно отличается от двух предыдущих, и нужно помочь клиентам сориентироваться в изменившемся интерфейсе.

В апреле 2016 года сайт Tinkoff.ru превратился в финансовую платформу. Проще говоря, в единый платежный сервис — как для клиентов банка, так и для тех, у кого еще нет карты «Тинькофф». Как это работает, можно увидеть в разделе «Платежи».

Раздел «Платежи» на сайте Tinkoff.ru | SobakaPav.ru Заплатить за квартиру и проверить штрафы можно без регистрации

Одна платформа для всех — для не-клиентов и клиентов. У последних, естественно, помимо форм оплаты есть и все традиционные для интернет-банков возможности: управление счетами и картами, отчеты об операциях, автоплатежи и т. д.

Возможности банка на сайте Tinkoff.ru | SobakaPav.ru Основная часть экрана отдана под дашборд и ленту операций. Справа есть еще панель с картами и счетами, вы увидите ее на других скриншотах

С точки зрения функций в платформе не было революционных изменений. Это и логично, набор банковских услуг всегда более-менее стандартный. А вот визуальные отличия существенные. Для сравнения: одна из предыдущих версий онлайн-банка выглядела так.

Переход на новую версию банка на сайте Tinkoff.ru | SobakaPav.ru Плашка в верхней части экрана ненавязчиво предлагает перейти на новую версию. Пока что добровольно

«Тинькофф Банк» пришел к нам в разгар работы над платформой и попросил придумать, как безболезненно перевести пользователей предыдущих версий интернет-банка на новую платформу и помочь им сориентироваться в изменившемся интерфейсе. Это называется онбординг.

  • Профессиональный заказчик Заведомо адекватное отношение к процессу, рискам и потенциальным проблемам.
  • Ну это же «Тинькофф» Было интересно посмотреть, как устроен изнутри «самый онлайновый» банк России.
  • Сроки Работа над платформой уже заканчивалась. Для нас это означало — бросить все и бежать проектировать.
  • Все в процессе Мы можем оценить новый интернет-банк только по картинкам. Придется угадывать и уточнять, как работает каждая кнопка, куда ведет тот или иной пункт меню.

Процесс

Погружение

Мы собрали и изучили всё, до чего смогли дотянуться: предыдущие версии интернет-банка, скриншоты новой платформы, описание прототипов, структурные схемы…

Фрагмент карты платформы «Тинькофф Банка» | SobakaPav.ru Фрагмент карты платформы «Тинькофф Банка»

Чтобы лучше уяснить контекст проекта, почитали статьи «Тинькофф Банка» на Хабре.

Работали параллельно. Пока аналитик вникал в отличия и продумывал логику, проектировщик набрасывал варианты вывода подсказок.

Концептуальное проектирование

Текстовый слайдер в верхней части страницы. С его помощью можно рассказать о чем угодно, да еще и не ограничиваясь объемом.

Слайдер в верхней части экрана с текстовыми подсказками | SobakaPav.ru Слайдер в верхней части экрана с текстовыми подсказками

Тур с «выключенным» светом при первом посещении платформы. Так можно рассказать пользователям о новой структуре страницы.

Затемнение страницы при выводе подсказки. Онбординг для банка | SobakaPav.ru При выводе подсказки страница затемняется, в фокусе остается только то, о чем идет речь

Возможно, экскурсию надо проводить не по всему интерфейсу, а по отдельным функциям. Предусмотрим и такой вариант.

Затемнение при фокусировки на отдельных функциях при выводе подсказки. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Аналогичная фокусировка, только уже на отдельных функциях

Что если команда «Тинькофф Банка» снимет скринкаст или даже игровой видеоролик о новых возможностях?

Видео. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Если видео, то ни в коем случае оно не должно открываться само. Только по клику на ссылку «Встречайте новый интернет-банк»

Прикинули, как это будет выглядеть в мобильной версии.

Мобильная версия. Онбординг для банка | SobakaPav.ru

Предыдущие варианты — это своего рода экскурсия при первом визите. Более интересным кажется вариант выдавать подсказки по мере того, как пользователь взаимодействует (или, наоборот, не взаимодействует) с интерфейсом. Это также могут быть слайдеры.

Боковой слайдер с несколькими подсказками и ссылкой на подробное описание. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Боковой слайдер с несколькими подсказками и ссылкой на подробное описание

И самый минималистичный вариант для коротких точечных подсказок.

Минималистичный вариант. Короткая подсказка без заголовка и ссылки на подробности. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Короткая подсказка без заголовка и ссылки на подробности

В итоге остановились на двух решениях. При первом посещении проведем тур из трех шагов (больше — утомительно) для знакомства с изменившейся структурой страницы, а дальше будем использовать точечные подсказки.

Аналитика

Главная сложность — многообразие вариантов. Фактически у нас было три категории пользователей.

  1. Совсем новички, которые не видели старых интерфейсов.
  2. Пользователя предыдущей версии.
  3. Пользователи еще более старой версии.

Сначала мы разобрались в принципиальных отличиях версий.

Сравнительная таблица интерфейсов. Онбординг для банка | SobakaPav.ru

Сравнительная таблица интерфейсов

Затем задались контекстами. Человек не заходит в интернет-банк просто так. Ему надо заплатить за телефон, проверить остаток на счете или выполнить какую-то новую для себя операцию.

Жизненные ситуации и контексты. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Чтобы подсказки были полезными и уместными, нужно задаться контекстом

Жизненные ситуации

Уже на этапе аналитики появились первые версии подсказок. Дальше — отшлифовать текст и логику.

Логика и тексты

Часть подсказок мы решили показать при первом посещении нового интернет-банка. Сами подсказки будут разными для новичка и для пользователей одной из предыдущих версий.

Подсказки. Онбординг для банка | SobakaPav.ru

Бо́льшую часть подсказок мы выводим в зависимости от контекста. И не все разом, а согласно приоритетам. Часть подсказок привязана к конкретным действиям. Например, оплата услуги.

Логика подсказок. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Подсказка выбирается в зависимости от того, что сделал пользователь

А еще пользователь сам может попросить подсказку. Классический вариант с вопросиком.

Логика подсказок. Онбординг для банка | SobakaPav.ru Некоторые подсказки показываются при наведении на знак вопроса

«Тинькофф Банк» в узких кругах известен своим перфекционизмом по отношению к текстам. Мы, кстати, тоже. И хотя наше представление о том, какой текст считать идеальным, отличается от мнения редакции банка, не было никаких конфликтов.

Над текстом каждой подсказки работало пять человек. Трое с нашей стороны, двое — со стороны банка. Делать это в прототипах было неудобно, обсуждали и исправляли в таблицах Google.

Работа над текстами подсказок. Онбординг для банка | SobakaPav.ru

Финальный результат — прототипы, которые вы уже видели, и все те же подсказки в одном документе, чтобы коллегам было проще внедрять онбординг.

Финальный результат. Таблица с текстами подсказок, приоритетами и условиями. Онбординг для банка | SobakaPav.ru

Проект был не такой линейный, как может показаться из кейса. Но легкой жизни нам никто не обещал, легко должно стать пользователю. И стало — подсказки появились, мы их видели своими глазами.

Новая версия интернет-банка с нашим онбордингом | SobakaPav.ru Новая версия интернет-банка появилась сразу с нашим онбордингом

Ненавязчивый онбординг помог клиентам безболезненно перейти на новую версию сайта.

Отзыв заказчика

Евгений Клейменов
Проектирование и копирайтинг выполнены на достаточном уровне. Логику взаимодействия вы продумали неплохо
Евгений Клейменов
Руководитель отдела интернет-проектов