Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Портфолио / Дизайн интерфейсов для ГБУ «Гормост»

2019

Дизайн интерфейсов для ГБУ «Гормост»

Разработали дизайн системы, в которой менеджеры «Гормоста» согласуют с органами власти маршруты для крупногабаритных автомобилей.

Цена

~ 800 000 ₽

Сроки

Дизайн интерфейсов для ГБУ «Гормост»

Заказчик вместе с IT-интегратором разработал всю логику и интерфейс, а к нам пришел за дизайном. Только за UI, никакого UX.

Заказчик

«Гормост» — государственное бюджетное учреждение Москвы. Название у него намекает на что-то связанное с мостами, но на самом деле деятельность предприятия куда шире. Оно строит, содержит и ремонтирует дороги, тоннели, эстакады, набережные, путепроводы, лестничные сходы, коллекторы и много что еще. В том числе и мосты, куда уж без них. А еще разрабатывает проектные декларации, согласовывает проекты строительств, сдает в аренду пространства под мостами — всего не перечислишь.

Один из видов деятельности «Гормоста» — разработка маршрутов для пропуска крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Это нужно, чтобы какой-нибудь водитель на фуре не заехал сдуру под низкий мост и не застрял там, образовав пробку.

Конечно, бегать с заявлениями по кабинетам «Гормоста» и рисовать маркером маршруты на бумажных картах никто не собирается. У всех давно есть телефоны. И электронная почта. Но все-таки удобнее, когда процесс согласования автоматизирован.

Система управления автомобильными дорогами и дорожным движением | SobakaPav.ru Это схема не «Гормоста», но принцип работы системы примерно такой же. Источник — «Авангард»

«Гормост» пришел к IT-интегратору и сказал: хотим разработать систему построения маршрутов для грузового транспорта по Москве. Тот согласился и все сделал, как надо.

Правда, пока что все это счастье только для чиновников. Компании-заявители эту систему не увидят и будут по старинке обращаться с пакетом документов в одно окно. Но потом и их пустят в счастливое цифровое будущее.

Задача

К нам IT-интегратор пришел за UI к уже готовым интерфейсам. Почему не сделал сам? Потому что заказывать дизайн у узкоспециализированных подрядчиков выгоднее, чем нанимать, обучать и содержать собственный штат специалистов. Мы уже рассказали об этом в другом кейсе с этим же заказчиком.

Работает система так.

  1. Компания, которая отправляет большой и тяжелый транспорт по городу, должна согласовать маршрут с властями.
  2. Она подает в «Гормост» обращение, в котором указывает, что, когда, откуда, куда и на каких автомобилях хочет перевезти.
  3. Менеджер принимает это обращение, вбивает в систему и строит маршрут, учитывая ремонт дорог, ограничения по весу на мостах, митинги оппозиции и другие детали.
  4. Затем менеджер отправляет заявления с маршрутом в разные организации и инстанции: РЖД, ГИБДД, балансодержателям и разным ГКУ, ГПУ и ГУП.
  5. Менеджер видит, что компании согласовали или отказали маршрут, и передает решение заявителю.

Выглядит страшно, но на самом деле все проще. Система сохраняет информацию и маршруты по всем компаниям, поэтому каждый раз эту долгую процедуру внесения данных проходить не надо. Грубо говоря, все сводится к организационным формальностям. Условная «Пятерочка» спрашивает: «Можно мы все сделаем, как в прошлый раз?» Ей отвечают: «Можно». Если какая-то инстанция отказывает, менеджер строит альтернативный маршрут.

Мы во всем этом разобрались и пошли наводить красоту.

Процесс

В проекте была прибитая гвоздями логика. Нам ее менять не разрешили. Разработчики сами спроектировали весь интерфейс по требованиям заказчика, а к нам пришли за оформлением. И предлагать улучшения мы фактически не могли — до «Гормоста» они все равно бы не дошли. А если бы и дошли, то там нам, скорее всего, отказали бы. Потому что государство — не бизнес, и на ходу чиновники менять что-то не могут. Накажут.

Прежде, чем делать дизайн, нужно получить вводные. Заказчик скинул нам референсы, мы их обсудили и пошли делать три варианта оформления на выбор. За основу взяли цвета на сайте «Гормоста».

Цвета оформления компании «Гормост» | SobakaPav.ru «Гормост» использует в оформлении синий цвет — отлично, возьмем его за основу UI

Нащупываем нужное решение. Здесь не нащупали.

Первая версия дизайна системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Первая версия дизайна. В ней навигацию дизайнер расположил с левой стороны экрана

И снова промах.

Вторая версия дизайна системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Вторая версия дизайна. Навигация все еще расположена слева

А вот этот вариант заказчику понравился. Его мы и стали развивать.

Реестр обращений. Дизайн системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Этот вариант дизайна мы взяли в работу

Хоть нам и доверили сделать только UI, это не значит, что пользовательский опыт нельзя улучшить. Тем более, если чешутся руки. А они у нас чесались.

Сравните экран выше и экран ниже. Это одна и та же страница.

Мы полностью переделали фильтр и сократили количество колонок в таблице. Так, дату подачи обращения приклеили к номеру обращения — нечего им отдельно стоять. Заодно освободили место для других колонок, в которых будет много текста.

Реестр заявлений. Прототип заказчика. Система согласования маршрутов | SobakaPav.ru Реестр заявлений. Прототип заказчика

Последняя колонка в таблице — действия.

Если у обращения стоит статус «Созданы заявления», кнопка в последней колонке позволяет копировать все данные из него в новое обращение.

Если у обращения другой статус, по клику на кнопку можно открыть заявление в отдельном окне, чтобы отредактировать его или дозаполнить.

Колонка с кнопками. Прототип заказчика. Система согласования маршрутов | SobakaPav.ru В последней колонке — кнопки. Мы их убрали

В нашем дизайне колонка с кнопками пропала. Теперь можно выделить обращение по клику, затем нажать на отдельную кнопку «Операции» и выбрать, что с ним сделать.

Операции. Дизайн системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Заменили колонку с иконками действий на кнопку «Операции»

Мы созванивались с интегратором по два раза в неделю. Показывали наработанное, обсуждали планы на следующие дни.

Интегратор забирал наш дизайн и уходил показывать их «Гормосту». Потом возвращался и присылал правки. Обычно — в текстовых документах со скриншотами. К слову, пока мы работали над проектом, заказчик перешел с Axure на InDesign.

Реестр обращений/заявлений. Дизайн системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Чем отличаются обращения от заявлений? Обращения отправляет перевозчик в «Гормост», а заявления — «Гормост» в инстанции

Правок было много. Иногда — изменений в работы системы. Да, мы говорили выше, что все уже давно утверждено и трогать ничего нельзя. Но это нам нельзя. А когда что-то хочет изменить «Гормост», как тут откажешь?

Так мы и работали. Дизайн — правки — дизайн. Ну и постепенно двигались к финалу.

Страница оформления обращения. Прототип заказчика. Система согласования маршрутов | SobakaPav.ru Страница оформления обращения. Прототип заказчика

На странице оформления обращения мы развили левое меню, которое теперь выглядит как полоса прогресса со всеми этапами, включая «Маршрут» и «Перевозку». Если менеджер где-то случайно пропустит или неправильно заполнит поле, кружок в меню останется незакрашенным.

Из шапки убрали кнопки поиска и настроек, зато к другим добавили подписи. Считывать информацию с экрана стало легче.

Страница оформления обращения. Дизайн системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Страница оформления обращения в нашем дизайне

Сделать UI — это тоже работа со смыслами. Даже в мелочах. Попробуйте определить, что не так с этой формой, если закрыть глаза на оформление?

Поиск заявлений. Система согласования маршрутов | SobakaPav.ru «V» значит «выпадающее меню»

Нас смутила кнопка «Добавить». Интересно, что можно добавить, если нажать ее? Хотя нет, на самом деле не очень-то и интересно, когда целыми днями заполняешь одно обращение за другим.

А если это функция «Добавить условие»? И стоит она не рядом с другими кнопками, а под другими условиями? Тогда другое дело. Искать станет легче и быстрее.

Такими UI-мелочами можно по чуть-чуть улучшать пользовательский опыт.

Поиск заявлений. Дизайн системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru «Поиск заявлений» в дизайне

На странице составления маршрутов была такая логика:

  1. Менеджер выбирает пункт отправления и пункт прибытия.
  2. Система показывает уже готовые маршруты, которые использовались до этого.
  3. Менеджер выбирает в таблице под картой один из предложенных маршрутов.
  4. Нажимает кнопку «Выбрать».
  5. В серую форму ниже подтягиваются остальные данные по маршруту и транспортному средству.

Что не так?

Разработка маршрутов. Система согласования маршрутов | SobakaPav.ru На этой странице менеджер прокладывает маршрут для перевозчика

Первым делом мы убрали кнопку «Выбрать» — пусть все данные подтягиваются, когда менеджер кликает по маршруту в таблице. Лишние действия такие лишние, сами знаете.

Затем мы перенесли данные о ТС и маршруте в поле слева от карты. Бедный менеджер замучался бы скроллить экран вверх-вниз. Пусть все важное будет перед глазами.

Визуально карта уменьшилась из-за поля слева. Но, во-первых, мы предполагаем, что опытному менеджеру все дороги и разрешенные маршруты и так более-менее известны. А во-вторых, мы добавили возможность развернуть карту.

Разработка маршрутов. Дизайн системы согласования маршрутов | SobakaPav.ru Та же самая страница в дизайне

И так — с каждым экраном в системе. Рассказывать, как мы двигали кнопки, смысла мало. К тому же, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смотрите макеты интерфейсов.

Заключение

Дизайн для «Гормоста» — второй проект с заказчиком, который разрабатывает сложные IT-системы для государства. Первым был дизайн интерфейса для Департамента природопользования Москвы.

Оба раза мы создавали только UI — в принципе, это не очень типичная для нас задача. Мы привыкли улучшать пользовательское взаимодействие, начиная с самого начала — сперва делать аналитику, писать сценарии, брать интервью у пользователей. И, конечно, тщательно прорабатывать весь UX. То есть, самим вести за ручку пользователя туда, куда ему нужно.

В этих проектах провожатым выступила другая компания. А мы добавили указателей и упростили маршрут. И пусть путь останется тем же самым, двигаться по нему стало легче. В этом и заключается смысл любого UI — помочь пользователю разобраться в том, что происходит на экране и упростить его работу.

Упростили и ускорили работу пользователя средствами UI.

Цена

~ 800 000 ₽

Сроки