Кристина Бьоран, UX-designer · 6 минут на чтение
Что такое UX-писательство?
У нас появилась новая профессия. Ну ладно, может быть, не такая уж и новая, но, безусловно, все более и более востребованная. Ищет Amazon, Dropbox, Paypal… Многие интернет-гиганты заняты поиском UX-писателей. Пока это может казаться прихотью (и в этом есть доля правды), но в скором времени текстоориентированность станет критически важным элементом проектирования пользовательского взаимодействия.
Я постоянно слежу за вакансиями у себя в городе, чтобы быть в курсе, чем живут крупные IT-компании. В 2016 году я обнаружила, что Amazon, Google и несколько компаний помельче ищут UX-писателей.
Как автор, который давно имеет дело с UX, я возликовала: наконец-то они поняли, что копирайтеры нужны не только в маркетинге. Я была страшно довольна. Наше время пришло, думала я, вспоминая интерфейсные тексты — бесчисленные призывы к действию и емкие формулировки, над которыми я работаю уже много лет.
И тут я поняла кое-что еще. А ведь это не просто тексты. Особенность сегодняшнего UX-дизайна в том, что наше взаимодействие с технологиями становится частью повседневной жизни. Мы разговариваем с гаджетами, чтобы заказать продукты на дом (такие штуки уже появились у нас в Сиэтле). Мы просим телефонный автоответчик сообщить остаток на счете. Мы приказываем Xbox запустить игру. А в виртуальной реальности, где нет возможности нажимать на кнопки, голос делает то, чего не могут руки.
Голосовой (VUI) и графический (GUI) интерфейсы становятся все больше похожи друг на друга, а это требует от специалиста по пользовательскому опыту новых навыков — глубокого понимания нарративного и диалогового дизайна.
Давайте разберемся, чем занимаются UX-писатели (а чем нет), чего от них ожидают работодатели и каковы передовые практики в этой сфере.
Так что же это такое?
На изучение этой темы я потратила несколько месяцев: просматривала вакансии, беседовала с UX-писателями и пыталась переварить то, что мне удалось узнать. И я удовлетворена результатом.
Я пришла к простому определению: UX-писатель создает тексты для точек контакта с пользователями. С помощью этих текстов компания не только обретает голос, но и заботится о клиентах, принося им пользу.
К примеру, однажды у хорошего UX-писателя (возможно, должность этого человека называлась как-то иначе) мелькнула мысль, что, делая рассылки через MailChimp, люди, наверное, немного нервничают. Чтобы успокоить пользователей, команда MailChimp придумала сообщение, которое не просто информирует о статусе рассылки, а поздравляет с успехом.
(Неужели во всем мире нет более яркого примера UX-копирайтинга, чем кочующая из статьи в статью обезьянья лапа? — Прим. пер.)
«А-а-а-а, я только что отправил пять тысяч писем! Господи, пожалуйста, только бы там не было ошибок… Ох, спасибо, Фредди! Дай пять!» В MailChimp поняли, что чувствует пользователь, и написали подходящий текст.
Перелопатив десятки вакансий, я выделила основные функции UX-писателя.
Исследования
Похоже, UX-писателя повсеместно считают полноправным членом UX-команды — предполагается, что он наряду с остальными участвует в изучении аудитории в процессе проектирования. Вот выдержка из описания вакансии одного сетевого рекламного агентства.
Трансформировать выводы из анализа потребителей в контент и общий дизайн, создавая инновационные продукты и фичи.
Создание текстов (да ну?)
Неудивительно, что главное для UX-писателя — уметь писать. И это не «говорят, я неплохо пишу». Это «люди считают, что я пишу блестяще, я могу обосновать выбор каждого слова и готов биться за него насмерть». Гугл называет своих UX-писателей «штатными мастерами слова».
А вот одна из вакансий Амазона.
Вы не просто творческая личность, но креативный лидер. Вы пишете яркие, инновационные, запоминающиеся тексты, рассказывая миру о новых идеях и впечатлениях.
Совместная работа
В большинстве компаний критически важным навыком считается умение работать в команде. Конечно, это касается не только UX-писателей, но любой профессиональный автор знает: никто не упустит случая высказать свое мнение о текстах. Вот пример вакансии.
Создавать тексты вместе с маркетологами, юристами и отделом развития бизнеса — чтобы результат устраивал всех.
UX-писатель может выполнять и другие функции — в описании вакансий они упоминаются довольно часто.
- Разработка и реализация редакционной стратегии.
- Разработка и исполнение контентной стратегии.
- Создание маркетинговых текстов.
- Создание учебных материалов для пользователей.
Как видите, круг обязанностей UX-писателя не ограничивается текстами. В чем же дело? Причины могут быть разными.
К примеру, организация не может обосновать наем того, кто занимается только интерфейсными текстами, и поэтому ищет этакого мастера на все руки. Возможно, в компании просто не понимают, чем создание текстов отличается от разработки контент-стратегии, редактирования и т. д. В любом случае это дает фору многофункциональным кандидатам.
Получить квалификацию UX-писателя, пройдя формальное обучение, довольно проблематично, поэтому вполне вероятно, что каждый UX-писатель — многофункционален. И все же не стоит путать его с другими специалистами:
- техническим писателем, который заботится о точности формулировок, а не о настроении пользователей;
- контент-стратегом, который управляет контентными проектами, но далеко не всегда пишет тексты сам;
- информационным архитектором, который сосредоточен на общей структуре и систематизации данных;
- маркетологом, который нацелен на привлечение новых клиентов.
Если вы хотите увидеть полные описания вакансий, я опубликовала их на своем сайте. Наслаждайтесь!
Что ждут компании от UX-писателя?
Итак, теперь мы знаем, чем занимается UX-писатель и почему его роль становится все более важной. Давайте пройдемся по общим требованиям, которые компании предъявляют к начинающему UX-писателю.
Образование в области коммуникаций
Практически во всех случаях компании ищут людей с дипломами по журналистике, рекламному копирайтингу, коммуникациям, связям с общественностью… любой специализации, которая имеет прямое отношение к созданию текстов. Заметьте, в отличие от других более «традиционных» UX-ролей писатель должен интуитивно понимать, как проектировать коммуникацию, а не только интерфейсы.
В прошлом году я много общалась с UX-писателями. Почти у всех за плечами опыт работы редактором (одна женщина раньше работала научным редактором в Microsoft Encarta) или журналистом (например, UX-писатель из Google некогда был техническим журналистом).
Блестящие писательские способности (и их подтверждение)
UX-писатель должен быть готов к тому, что на собеседовании его попросят обосновать выбор конкретных слов, будь то целый абзац текста или название кнопки навигационной панели.
В примере с MailChimp автора могли спросить, почему «дай пять» лучше, чем «ваша рассылка уже в пути!». И он мог бы ответить примерно так: «Наше исследование показало, что пользователи часто нервничают и боятся сделать что-то не так. „Дай пять“ придает сообщению дружески непринужденный тон, а значит, лучше подходит, чтобы разрядить обстановку».
Это гипотетический пример, но он наглядно иллюстрирует мою мысль.
Гибкость и инициативность
UX-писатель — новая роль, и многие компании еще не успели сформулировать четкие требования. Такой специалист должен быть гибким и уметь работать в меняющихся условиях. Возможно, ему придется определять свои обязанности самостоятельно, выполнять межфункциональные задачи — например, создавать прототипы страниц, разрабатывать голосовые рекомендации или планировать редакционную стратегию — и делать это эффективно.
Иными словами, UX-писателям предстоит действовать в условиях высокой неопределенности, и они должны не только хорошо выполнять свою работу, но и отстаивать собственную значимость в процессе.
UX-писатели не появляются из космоса
Чем глубже проникают в нашу жизнь высокие технологи, тем выше потребность в людях, которые умеют рассказывать истории и интуитивно чувствуют, какие слова уместны в той или иной ситуации.
Это захватывающее занятие, и я очень рада, что теперь писатели могут применить свои умения и в разработке технических решений.
Вот несколько ссылок для начинающих UX-писателей. Не только для того, чтобы больше узнать о профессии, но и для того, чтобы рассказать о ней другим.
- Техническое руководство по созданию технических руководств — безумно полезный ресурс для авторов, которым приходится быть предельно тщательными при выборе слов.
- Harvard Business Review дает понять, что любая компания хороша ровно настолько, насколько хороши ее тексты.
- The Center for Plain Language учит писать простым и понятным языком о сложных вещах — от медицины до веб-форм.
- Отличное введение в диалоговые интерфейсы.
- Еще одна хорошая статья о будущем диалоговых интерфейсов.
- И, наконец, полезные советы по созданию диалоговых интерфейсов.
Вам нужен интерфейс?
Заказать дизайн
Напишите нам на we@sobakapav.ru
Что мы можем сделать?
Что угодно от исследования пользователей до дизайна интерфейса под ключ.
Примеры из практики
Мы наверняка уже делали интерфейс, пожожий на тот, который вам нужен. Проверьте.